Вера и дело (kvyatkovskiy) wrote,
Вера и дело
kvyatkovskiy

Category:

Естедей... Олл май траблз симз соу фа-а-ар эуэ-эй...

В книге "Неамериканский миссионер" многоуважаемого отца Андрея Кураева есть неточность про композицию Beatles "Revolution 9": 

... Вот, скажем, грузинский архимандрит Лазарь (Абашидзе) утверждает, будто "с целью развратить окончательно сознание молодежи и распространить демоническое влияние во многие записи вложены так называемые "подсознательные сообщения", то есть страшные слова, призывы, заклинания, которые можно обнаружить при прослушивании записи в обратном порядке. Исследования показали, что подсознание улавливает такую фразу, услышанную наоборот, и может расшифровать ее, даже если она сообщена на языке, неизвестном слушающему" .

Ну кто и когда слушал эти записи "в обратном порядке"?...Стыдно читать тексты в таком стиле: "В песне группы "Битлз" под названием "Революция номер девять" на пластинке слышится запись слов "номер девять", повторяемая двенадцать раз. Прослушивание этого места в обратном направлении дает фразу: "Доставь мне сексуальное наслаждение, мертвый человек".

Это утверждение легко проверяется без всякой спецтехники и даже без экскурсий в "подсознание". "Номер девять" по-английски — number nine ("намба найн"). В обратном прослушивании это дало бы "ньянабман". Последние три звука похожи на английское слово man — но именно отдаленно похожи. Ибо "человек" по-английски звучит (а речь идет именно о прослушивании) как мэн, а не ман. По-английски слово "секс" звучит так же, как и по-русски. И как же из тех фонем, из которых состоит намба найн, составить это слово? Как хочешь меняй эти звуки местами, слушай их хоть 12, хоть 112 раз подряд, — но ни к, ни с в итоге не получишь. А без этих звуков нет и "секса".

Ошибочные слова о.Лазаря привели к некоторым непринципиальным неточностям у о.Андрея. Мы, если не ошибаюсь, даже как-то обсуждали с ним это на Рождественских Чтениях. На самом деле, все обстояло немного иначе...

12 октября 1969 года в студии ди-джея детройтской станции WKNR-FM Расса Гибба раздался телефонный звонок, которому было суждено спровоцировать беспрецедентный в мире поп-музыки скандал.

«В одно прекрасное воскресенье я подумал: «Почему бы нам не послушать Битлз?», - вспоминает Гибб. - Не успел я поставить пластику, как раздался телефонный звонок, и парень в трубке спросил меня: «Расс, а ты знаешь, что Пол МакКартни мертв?»
Мне известно, что о любой звезде ходит огромное количество невероятных слухов: один из них – драг-диллер, другой бьет свою жену или подружку… Я ответил, что о смерти Пола мне ничего не известно, и что я вообще сильно сомневаюсь в этом. Тогда он спросил: « А ты слушал когда-нибудь композицию под названием «Revolution №9» из «Белого альбома» в обратном направлении?» Это меня зацепило! «Слушать пластинки задом наперед???» Я сказал: «Нет, я никогда не делал этого». И тут он предложил: «Ну так попробуй!»
Я последовал его совету, включил эту композицию, где мужской голос повторял одну и ту же фразу: «Номер девять… номер девять… номер девять…» («Number nine... number nine... number nine...») Так она начиналась. А когда я проиграл эту фразу наоборот, там слышалось четко и ясно: «Заведи меня, покойник» («Turn me on, dead man»). Я подскочил: «О! Что происходит???» Не прошло и минуты, как все это прозвучало в эфире. На нас обрушился шквал звонков...

Именно после этого случая возникла популярная конспирологическая теория, что Пол Маккартни умер и его подменили. Вот, что услышал Расс и его слушатели в  тот день:



При некотором желании фразу "Turn me on, dead man"  тут все-таки действительно можно услышать, поверим носителям английского языка. Перевести ее непросто и возможны варианты. "Сексуальное наслаждение" у о.Лазаря, я думаю, появилось из-за вольной интерпретации в католических источниках, которыми он пользовался. Но, еще раз повторю, что неточность у о.Андрея не кажется мне сколько-нибудь важной, а его выводы представляются абсолютно правильными:
"Что за новость, что человек может понимать тексты на неизвестных ему языках? Зачем вообще брать в руки эту модную погремушку фрейдизма ("подсознание") и использовать ее в качестве магического средства, позволяющего наукообразно "объяснить" все что угодно? ...Нельзя использовать апелляцию к этому слову в качестве универсальной отмычки."

Именно так.  Несомненно, что не "шифровки"  в песнях "Битлз" принесли им огромную популярность. 

Но это присказка, а теперь вопрос.

На примере "Битлз" легко видеть следующий феномен. Более сорока лет назад подростки тех лет "заводились" с пол-оборота, бились в истерике, сносили ограждения  на концертах  ливерпульской четверки, а сейчас мы воспринимаем их музыку совершенно спокойно. Для многих это не более, чем мелодичная, приятная музыка для шоппинга в супермаркетах...
В чем причина? Люди, как говорят, одинаковые во все времена, музыка таже, а эффект от нее совершенно иной. Тоже самое, практически, произошло и с панком, и с металлом, и с гранжем... 
Куда делась их энергия, поднимавшая молодежь на уши?

P.S. Замечу, кстати, что этот факт блестяще подтверждает правоту о.Андрея Кураева. Если бы песни "Битлз"   "влияли на подсознание", то молодежь бы и сейчас, услышав их музыку, начинала бы "колбаситься".

 
Фанаты "Битлз" пытаются прорваться сквозь полицейское оцепление у Букингемского дворца, Лондон, 26 октября 1965. 


 
Fans at the Beatles concert in Seattle, August 21, 1964

  

 crazy, crazy fans 

 
Beatles fans at a concert in Toronto on Aug.17, 1966.

Фотографии как вчера сделаны, с концерта "Ранеток" каких-нибудь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments